Ответственная цепочка поставок
Управление экологическими, социальными и управленческими аспектами на всех этапах цепочки создания стоимости является важнейшим элементом культуры менеджмента в ПАО «ГМК «Норильский никель», который позволяет транслировать поставщикам требования по устойчивому развитию Компании, таким образом вовлекая их в повестку устойчивого развития и стимулируя соответствие их практик стандартам в этой области, а также управлять соответствующими рисками и реагировать на возрастающие запросы потребителей. Для увеличения прозрачности деятельности по обеспечению ответственной цепочки поставок Компания ежегодно публикует Отчет в области ответственной цепочки поставокОтчет за 2023 год доступен на официальном сайте Компании..
Развитая система внутрикорпоративных документов помогает «Норникелю» эффективно снижать операционные и финансовые риски, затраты, оборотный капитал, и повышать надежность и ритмичность поставок.
Нормативные документы ПАО «ГМК «Норильский никель» в области обеспечения ответственной цепочки поставок
В Компании действует Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» по ответственному выбору поставщиковПолитика доступна на официальном сайте. (далее — Политика) и Кодекс корпоративного поведения поставщика ПАО «ГМК «Норильский никель» Кодекс доступен на официальном сайте. (далее — Кодекс), отражающие принципы Компании в части ответственного выбора поставщиков в цепочке поставок сырья, работ, товаров и услуг.
Взаимодействие с поставщиками при выстраивании ответственной цепочки поставок
«Норникель» ожидает от поставщиков соответствия обязательным, целевым и ожидаемым требованиям, изложенным в Кодексе.
Для информирования поставщиков в Общие условия договоров, типовое генеральное соглашение и типовую форму договоров с поставщиками включен пункт об ESG‑комплаенсе, содержащий условие следования положениям Кодекса и Политики Компании. Пункт также доводит до сведения поставщиков возможность взаимодействия со Службой корпоративного доверия «Норникеля».
В договоры с поставщиками включается антикоррупционная оговорка, которая:
- направлена на взаимное понимание сторонами договора о недопустимости совершения коррупционных правонарушений;
- содержит обязанность сторон договора своевременно информировать другую сторону о выявлении возможных коррупционных рисков и проведении соответствующих проверок;
- предусматривает основания для расторжения договора или применения иных мер ответственности в случае, если контрагент нарушит антикоррупционную оговорку и (или) окажется вовлечен в неправомерную деятельность.
В рамках оценки соответствия поставщиков принципам ответственной цепочки поставок Компания делит поставщиков на две категории: поставщики минерального сырьяПод поставщиками минерального сырья в данном разделе понимаются поставщики, перевозчики и переработчики никель-, кобальт- и медьсодержащих полезных ископаемых. и поставщики товаров, работ и услуг.
С целью обеспечения контроля исполнения поставщиками минерального сырья требований Кодекса в Компании с 2021 года действует система управления комплексной проверкой цепочки поставок (далее — Система). Система ориентируется на соответствие требованиям и рекомендациям:
- Руководящих принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по комплексной проверке ответственных цепочек поставок полезных ископаемых из районов, затронутых конфликтами, и районов повышенного риска (далее — Руководство ОЭСР);
- Лондонской биржи металлов по ответственному выбору поставщиков;
- стандартов и принципов ведущих отраслевых инициатив в области устойчивого развития: ICMM, IRMA, RMI (в том числе JDDS), а также руководства Китайской торговой палаты импортеров и экспортеров металлов, минералов и химических веществ в отношении комплексной проверки участников ответственных цепочек поставок полезных ископаемых (CCCMC);
- крупнейших клиентов Компании.
Система включает ряд инструментов и ориентирована на выявление потенциальных рисков, которые оказывают влияние на устойчивость и прозрачность цепочек поставок минерального сырья, а также минимизацию рисков, обозначенных в Руководстве ОЭСР и охватывающих следующие области:
- нарушение прав и свобод человека;
- поддержка негосударственных вооруженных группировок;
- незаконный контроль рудников и транспортировки сырья;
- коррупция и взяточничество;
- предоставление недостоверной информации по всей цепочке, начиная от добычи руды и заканчивая поставкой продукции потребителю.
Инструменты Системы дают возможность определить и собрать дополнительные данные об участниках цепочки поставок минерального сырья, включая их экологические, социальные практики и практики в сфере корпоративного управления (ESG‑практики).
С целью развития Системы в дивизионах Группы приняты стандарты по комплексной проверке поставщиков минерального сырья: в 2021–2022 годах в Заполярном филиале, на Кольской ГМК и в Быстринском ГОКе, в четвертом квартале 2023 года в ООО «Медвежий ручей». Стандарты регламентируют процесс комплексных проверок поставщиков минерального сырья, взаимодействие организационных структур между собой, а также определяют ответственных лиц и их обязанности.
Компания с 2021 года ежегодно проводит комплексные проверки поставщиков минерального сырья. В отчетном периоде были проведены проверки поставщиков минерального сырья Заполярного филиала, ООО «Медвежий ручей» и Кольской ГМК. В Быстринском ГОКе в связи с отсутствием поставщиков минерального сырья комплексные проверки не проводились. По результатам комплексных проверок у 100% поставщиков минерального сырья российских предприятий Группы компаний «Норильский никель» индикаторов рисков и рисков подтверждено не было.
Так как бренды никеля, кобальта и меди «Норникеля» зарегистрированы на Лондонской бирже металлов, Компания с 2022 года предоставляет бирже отчеты оценки индикаторов рискаRFA — Red Flag Assessment (Оценка индикаторов риска)., в которых содержатся результаты комплексных проверок поставщиков минерального сырья. Отчеты позволяют подтвердить соответствие требованиям биржи по ответственной цепочке поставок. Отчеты Компании за 2022 год были приняты биржей в 2023 году.
В 2023 году «Норникель» включил в оценку поставщиков товаров, работ и услуг на предмет соответствия требованиям Кодекса (в том числе требованиям по устойчивому развития). Для этого Компания разработала Анкету самооценки поставщика (далее — Анкета), которая включает в себя экологические, социальные вопросы и вопросы в области корпоративного управления и используется для оценки практик поставщиков товаров, работ и услуг в области устойчивого развития. Итоги пилотного анкетирования выборки поставщиков подробно раскрыты в Отчете об ответственной цепочке поставокОтчет доступен на официальном сайте Компании. за 2023 год.
Проверка контрагентов при осуществлении закупочной деятельности
В течение отчетного года при проведении закупочных процедур Компания традиционно осуществляла базовую проверку реальных и потенциальных контрагентов на предмет благонадежности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Также этапы закупочной деятельности включают процедуры контроля соблюдения требований в области устойчивого развития.
Факторы устойчивого развития:
Обеспечение эффективности и прозрачности закупок
Все закупки Компании осуществляются при помощи автоматизированной системы управления взаимоотношениями с поставщиками SAP SRM (далее — SAP SRM). На конец 2023 года к SAP SRM подключены 30 российских организаций корпоративной структуры и филиалов Компании, зарегистрировано более 11 тыс. потенциальных поставщиков. Текущие и потенциальные поставщики «Норникеля» могут общаться в онлайн‑режиме со специалистами по закупкам всех категорий продукции и получать актуальную информацию о проводимых закупках. Регистрация в Системе бесплатна и не влечет дополнительных обязательств.
Помимо этого, для информирования поставщиков на сайте Компании представлен раздел «Поставщикам», который содержит основную информацию о принципах и порядке организации закупок, плановой потребности, анонсы и приглашения к участию в закупочных процедурах.
Качество продукции и надежность поставок
Обеспечение качества продукции
«Норникель» в полной мере учитывает интересы потребителей продукции и обеспечивает:
- соблюдение законодательных требований, соглашений, стандартов и нормативов в области качества и обращения выпускаемой продукции;
- управление рисками, которые оказывают влияние на соответствие продукции и услуг и на способность повышать удовлетворенность потребителей;
- совершенствование производства и технологий для реализации сбытовой и маркетинговой стратегии;
- поддержание ориентации на повышение удовлетворенности потребителя качеством продукции и услуг;
- соответствие системы менеджмента качества требованиям передовых международных практик, ее постоянное улучшение и результативность.
Цели и задачи в области качества продукции соответствуют стратегическим целям Компании и формулируются в решении руководства по результатам ежегодного анализа корпоративной интегрированной системы менеджмента.
Корпоративная интегрированная система менеджмента «Норникеля»
В Компании действует корпоративная интегрированная система менеджмента (КИСМ)В АО «Кольская ГМК» действует интегрированная система менеджмента (ИСМ), соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018., которая развивается в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018.
В состав КИСМ входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, видов деятельности, процедур, правил, организационной структуры и ресурсов, необходимых для достижения целей Компании, а также для реализации общих намерений и направлений, изложенных высшим руководством Компании во внутренних политиках в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности.
В 2023 году в подразделениях ПАО «ГМК «Норильский никель» был проведен ряд ресертификационных и надзорных аудитов, по результатам которых подтверждено соответствие КИСМ требованиям стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 45 001 (более подробная информация представлена в Приложении «Сертификация корпоративной интегрированной системы менеджмента»). Аналитические центры и лаборатории, входящие в состав Группы, выполняющие анализ рудного сырья, полуфабрикатов и товарных продуктов, имеют системы менеджмента качества, аккредитованные на соответствие ГОСТ ISO/IEC 17025‑2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Продукция «Норникеля» не подлежит обязательной сертификации, тем не менее Компания проводит добровольную сертификацию для подтверждения независимым органом ее соответствия установленным требованиям.
В целях информирования потребителя и транспортных организаций об основных характеристиках продукции, в том числе поставляемой на экспорт, осуществляется ее маркировка. Правила маркировки установлены требованиями нормативных документов для продукции конкретных видов с соблюдением требований ГОСТ 14192‑96 «Маркировка грузов», контрактов/договоров.
Информация о потребительских качествах продукции содержится в нормативно‑технической и договорной документации на конкретные виды продукции в полном соответствии с российским и международным законодательством.
Обеспечение надежности и бесперебойности поставок
Сбытовая стратегия Компании направлена на обеспечение устойчивого позиционирования на рынке. «Норникель» стремится достичь сбалансированного соотношения между поставками никеля производителям нержавеющей стали и другим отраслям. Будучи крупнейшим производителем палладия, Компания реализует стратегию прямых долгосрочных контрактов с конечными потребителями (с фокусом на автомобильной индустрии) в целях сохранения долгосрочного и устойчивого спроса на палладий.
Удовлетворенность потребителей
Для улучшения качества поставляемой продукции и повышения лояльности со стороны потребителей Компания ежегодно проводит оценку их удовлетворенности посредством анкетирования. Также на постоянной основе осуществляется контроль и анализ исполнения контрактных обязательств.
Основным критерием положительной результативности является поддержание или улучшение целевого уровня удовлетворенности потребителей не ниже 2,50 по трехбалльной шкале. По результатам анкетирования в 2023 году оценка удовлетворенности потребителей составила 2,87 балла (+0,7% к прошлому году), что полностью отвечает целевому уровню.
В 2023 году поступило 27 претензий и обращений потребителей по вопросам качества готовой продукции и услуг Компании, которые были урегулированы с учетом интересов потребителей в досудебном порядке. В 14 случаях претензии были признаны необоснованными, при этом обращения и пожелания потребителей приняты во внимание, разработаны корректирующие действия по 15 претензиям, в том числе по 2 необоснованным.
В целях снижения рисков, оказывающих влияние на качество продукции и способность повышать удовлетворенность потребителей, ежегодно разрабатывается Комплексный план мероприятий по повышению степени удовлетворенности потребителей.