Обучающие программы
Вклад «Норникеля» в национальныи проект «Образование»
В вопросах обучения персонала «Норникель» основывается на экосистемном подходе, который предусматривает непрерывное обучение персонала и нацелен на достижение высоких профессиональных результатов и раскрытие потенциала сотрудников.
При разработке и обновлении стратегических и операционных планов и программ обучения учитываются потребности и приоритеты Компании, а также мнения и предложения внутренних заинтересованных сторон. Обучение затрагивает различные категории сотрудников, а также потенциальных кандидатов.
Основные показатели по обучению персонала GRI 404‑1
Снижение затрат в 2023 году обусловлено ростом объема доступного обучения в «Академии Норникель», изменением структуры реализуемых обучающих мероприятий. Каскадирование управленческих программ от топ‑менеждмента на средний менеджмент повлияло на снижение затрат.
В 2023 году зафиксирован структурный сдвиг в пользу обучения собственными силами за счет развития платформы «Академия Норникель»: количество зарегистрированных пользователей превысило 81 тыс. человек.
В отчетном году продолжилась тенденция увеличения доли сотрудников, прошедших обучение, которая составила 94,8% от численности персонала, охватив более 75 тыс. сотрудников.
На уровне 2022 года сохраняется соотношение дистанционного и очного форматов обучения (70% на 30% соответственно).
Стратегия обучения 2022–2025 годов GRI 404‑2
В 2023 году в «Норникеле» продолжена реализация Стратегии обучения 2022–2025 годов, в основе которой находится гибкое, персонализированное, опережающее обучение на протяжении всей жизни. В Компании осуществляется постепенный переход к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей.
Ключевые элементы экосистемы
Руководитель — ролевая модель для сотрудников, ментор, коуч, спонсор карьеры и развития.
Гибкая среда обучения: цифровая и физическая среда обучения для осознанного выбора.
Культура непрерывного обучения: обучение — норма, обучение — инструмент достижения результата, развитие — инструмент самореализации и построения карьеры.
Мне нравится быть наставником. Рад делиться своими навыками и знаниями с молодыми специалистами и стажировать новых сотрудников. Считаю, что наставничество — отличный инструмент поддержки и роста для коллег.Организовывать работу и делать ее максимально эффективной помогают большой практический опыт и регулярные обучающие мероприятия, где мы получаем полезные знания и овладеваем новыми рабочими инструментами.
Хвальчев Андрей Геннадьевич,
слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования пятого разряда цеха сервисного обслуживания горного оборудования ООО «Печенгастрой» (стаж работы в Компании — 42 года)
За 34 года работы в Компании я несколько раз принимал участие в конкурсе лучших электрогазосварщиков. Для меня это важно, поскольку конкурсы профессионального мастерства – отличная точка роста, инструмент проверки знаний и компетенций для любого специалиста, прекрасная площадка для обмена опытом, изучения лучших практик.Участие в таких соревнованиях мотивирует выполнять работу более качественно и с большей ответственностью, стремиться к самосовершенствованию.
Вансович Василий Дмитриевич,
электрогазосварщик пятого разряда, ООО «Норильскникельремонт», Ремонтно‑строительный трест (стаж работы в Компании — 34 года)
Реализация Стратегии обучения в 2023 году: приоритеты и достижения по направлениям
Управление уровнем квалификации
Профессиональным обучением охвачены все категории персонала. Более 65% сотрудников в отчетном году повысили свою квалификацию и уровень профессионального мастерства. У рабочих преобладают очные формы обучения, у руководителей и специалистов — дистанционные.
В практику профессионального обучения в 2023 году внедрен модульный подход, что позволяет бизнес‑заказчикам участвовать в формировании образовательных треков, ориентированных на комплексную подготовку и мультискиллинг. По основным профессиям Компании разработано десять программ модульного группового обучения.
Развитие профессиональных компетенций, планирование онлайн‑тестирования сотрудников, а также хранение его результатов осуществляется в единой автоматизированной системе, которая, помимо прочего, фиксирует нарушения во время прохождения тестов, анализирует поведение экзаменуемого.
Компания ориентирована на привлечение молодежи и осуществляет взаимодействие с вузами и ссузами. В 2023 году:
- подписано пятистороннее соглашение о реализации федерального проекта «Профессионалитет», в ходе которого создается образовательно‑производственный центр «Кольский Горно‑металлургический» в Мончегорске с участием ссузов;
- разработана дорожная карта по созданию образовательного кластера «Металлургия» в Норильске с участием «Норникеля», вузов и ссузов;
- созданы 3 новые образовательные программы, 12 профкомпетенций Компании внедрены в образовательные программы Заполярного государственного университета (ЗГУ);
- организовано взаимодействие между ЗГУ и Заполярным филиалом в части создания центра исследований мерзлоты и ИТ‑технологий глубоких горизонтов;
- усовершенствован процесс прохождения производственных студенческих практик и стажировок, увеличено число практикантов. В отчетном году в рамках программы «Профессиональный старт» приглашено 516 студентов на практику на предприятия Группы, а в рамках проекта «Полярный колледж» — более 200 человек, онлайн‑курс для будущих инженеров и специалистов в области бизнеса и управления «Покорители Севера» собрал 2 724 практиканта, лидерская программа «Первая Арктическая» привлекла третий набор талантливых выпускников вузов, которые могут пройти ускоренный трек роста и за 2,5 года стать руководителями первой ступени — собрано более 4 тыс. заявок, 20 финалистов трудоустроены в 2023 году.
- для будущих горняков, металлургов, энергетиков и механиков в летний период организуются студенческие стройотряды, что дает возможность почувствовать реалии выбранной профессии, подтвердить свои теоретические знания практическими навыками, познакомиться с передовым оборудованием, используемым в индустрии. В 2023 году в стройотряд вошли 130 студентов Сибирского федерального университета, ЗГУ, Политехнического колледжа.
В целях профориентации детей создана платформа‑энциклопедия «Город Профессий» «Норникеля». Адаптированная для школьников интерактивная карта включает три города (Норильск, Дудинка, Мончегорск), 13 микрорайонов, описание 147 профессий, тест на профориентацию, после прохождения которого результаты с выделением сильных и слабых сторон и рекомендациями можно найти в личном кабинете. Ресурс способствует осознанному выбору будущей профессии и работает на несколько целевых аудиторий (школьники, их родители и профориентаторы).
Для школьников от 8 до 12 лет на платформе «Цифроникель. Junior» доступны пятиминутные уроки в геймифицированном формате на такие темы, как кибербезопасность, беспилотный транспорт, экология и проч. Пользователями сервиса являются более 850 человек.
Также Компания реализует проекты, которые знакомят школьника с профессией, учебным заведением и городом: предусмотрены экскурсии на предприятия Заполярного филиала и Кольской ГМК и в шоу‑рум Серной программы, профессиональные треки (посещение вузов и ссузов), встречи с профессионалами в ходе проведения «Норникель‑часа» и «Уроков Компании».
Развитие корпоративных компетенций и адаптация руководителей в управленческой роли
Компания инвестирует в продвижение и развитие качественного менеджмента через непрерывное обучение всех руководителей. Для среднего менеджмента в 2023 году стартовала образовательная программа «Школа лидерства». В основу программы заложены три фокуса — понимание своей управленческой роли, освоение современных управленческих практик, инструментов и подходов и получение опыта кросс‑функционального взаимодействия. В 2023 году обучение по программе прошли 356 руководителей.
Для руководителей и сотрудников всех уровней, прошедших оценку «360 градусов», в отчетном году реализована программа развития корпоративных и управленческих компетенций «Управление на 360˚». Участники самостоятельно выбирали темы обучения с учетом результатов оценки «360 градусов», диалога с руководителем и сформированного индивидуального плана развития. Особенностью программы является ее формат: интерактивные тренинги, деловые игры, проработка реальных управленческих ситуаций. Было проведено 59 очных тренингов (в Москве, Норильске и Мончегорске), в которых принял участие 1 081 сотрудник. Помимо участников программы для всех сотрудников было проведено онлайн девять мастер‑классов — практикумы по развитию конкретных навыков, которые собрали более 3,5 тыс. просмотров.
Развитие преемников
Для обеспечения кадровой защищенности Компании ежегодно формируется кадровый резерв на все управленческие позиции.
Впервые в 2023 году в рамках кадровых комитетов были выявлены сотрудники, обладающие критичными для сохранения в Компании компетенциями.
Для высокопотенциальных сотрудников, отобранных по итогам кадровых комитетов, внедрено менторство — в 2023 году руководители уровня топ‑100, пройдя обучение и получив международную сертификацию CCE ICF, выступали в роли менторов и провели 40 встреч с менти.
В 2023 году значительно вырос процент внутренних назначений на позиции уровня топ‑100. Из 19 вакансий 18 были закрыты внутренним кадровым резервом.
Для поддержки роста и развития сотрудников был запущен сервис «Карьерное консультирование», включающий индивидуальные консультации по вопросам карьеры в Компании. Сотрудникам доступен сервис записи на карьерное консультирование к 38 карьерным консультантам на корпоративных ресурсах Компании.
Развитие физической среды обучения
Инфраструктура для обучения сотрудников с каждым годом становится более практико‑ориентированной. В 2023 году Компания оборудовала две лаборатории бережливого производства в Норильске и Мончегорске и запустила современный тренажер в Талнахе. Тренажер позволяет отработать более 25 базовых навыков работы на высоте. За четыре месяца работы тренажера обучено более 2 тыс. сотрудников.
Учебный полигон Корпоративного университета на базе шахты «Ангидрит» рудника «Кайерканский» готовит профессиональные кадры для сложных горных работ на объектах горно‑металлургического комбината. В 2023 году подземный полигон вошел в топ‑15 предприятий промышленного туризма.
Новый корпус филиала Корпоративного университета в Мончегорске стал ключевой локацией для проведения не только обучения (обучено более 1 тыс. человек) и конкурсов профессионального мастерства, но и различных корпоративных мероприятий.
Развитие платформы обучения «Академия Норникель»
Обучающая платформа «Академия Норникель» стала привычным инструментом развития для 81% сотрудников Компании, которые в 2023 году прошли более 221 тыс. курсов. В «Академии Норникель» каждому сотруднику доступны обучающие курсы для развития профессиональных и управленческих компетенций, также там можно найти материалы с современными трендами в обучении и конкретными инструментами и рекомендациями. Совместно с партнерами развивается читальный зал: он насчитывает более 10 тыс. книг, которые бесплатны для всех сотрудников «Норникеля».
Продвижение культуры непрерывного обучения
В дополнение к физической и цифровой средам концепцию культуры непрерывного обучения в Компании поддерживают обучающие мероприятия: «Библионочь», «Каждый День знаний», «Новая жизнь с понедельника», «Трибуна», подкаст «Слушай, это топ», а также открытые лекции и мастер‑классы.
Развитие критических для бизнеса компетенций: цифровые навыки, ПБиОТ, устойчивое развитие (ESG)
Доля обучения, направленного на развитие критических компетенций, составила 50% от общего обучения в 2023 году. Обучением в сфере цифровизации, ПБиОТ и устойчивого развития охвачены все категории персонала.
Для расширения теоретической и практической базы знаний сотрудников в области ESG были разработаны электронные курсы «Устойчивое развитие», «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», которые размещены на платформе «Академия Норникель».
С учетом реализации программы «Цифровой инвестор» в 2023 году Компания уделила внимание в том числе развитию финансовой грамотности сотрудников. Для этого были проведены для всех сотрудников Группы серии вебинаров по темам: «Как эффективно управлять своими финансами и достичь желаемых целей», «Классика инвестирования». Материалы вебинаров размещены и доступны для любого сотрудника на обучающей платформе «Норникеля».
Обучение является самым востребованным HR‑сервисом в Компании (наряду с подбором персонала, мотивацией и оплатой труда). По итогам исследования уровень удовлетворенности внутренних клиентов (NPS‑индекс) обучением составил 88%, что на 4 п. п. выше, чем в 2022 году.
В 2023 году продолжена трансформация системы обучения, включая:
- внедрение модуля обучения SAP Learning Solution и автоматизацию процессов;
- повышение производительности через внедрение бережливого производства и поиск потерь в бизнес‑процессах;
- интеграцию филиала в г. Мончегорске в единую систему Корпоративного университета;
- ребрендинг Корпоративного университета.
Молодежная экосистема «Норникеля»
С учетом дефицита высококвалифицированных сотрудников в горнодобывающей отрасли, снижения популярности инженерных профессий, сокращения трудоспособного населения, усложнения технологий и развития новых трендов в «Норникеле» были актуализированы подходы к обучению и вовлечению сотрудников. Компания формирует принципиально новую инфраструктуру (экосистему), нацеленную на долгосрочные задачи по изменению уровня и качества жизни в Заполярье, не только закрывая текущие потребности предприятий Группы в обучении и мотивации сотрудников, но и создавая позитивный образ будущего.
Привлечение новых специалистов в отрасль, повышение компетентности сотрудников, а также обеспечение прироста людей, заинтересованных в построении карьеры в этой сфере в ближайшем будущем, осуществляются через единую экосистему и бесшовный путь кандидата «школьник — студент — молодой специалист».
В ходе формирования образовательной экосистемы развиваются комплексные программы, рассчитанные на разные аудитории — от 5 до 35 лет. Используя современные подходы к обучению (создание сообществ, геймификация, акселераторы), Компания формирует осознанный выбор инженерной профессии.
В качестве ключевых результатов формирования молодежной экосистемы отмечаются рост количества студентов в образовательных учреждениях Заполярья, входящих в Компанию резюме и индекса вовлеченности молодых сотрудников.
Большое количество реализуемых программ для вовлечения школьников, студентов и молодых сотрудников, в перспективе предполагает их систематизацию и совмещение на основе объединения ресурсов с заинтересованными сторонами (вузы, ссузы, региональные органы власти и иные) и последующее создание единой экосистемы.